Цель: формирование у детей интереса к профессии железнодорожника.
Задачи:
− закреплять знания детей о железнодорожном транспорте, профессиях на ЖД, правила безопасного поведения на железной дороге;
− развивать внимание, память, логическое мышление;
− воспитывать интерес и уважение к профессии своих родителей - работников ОАО «РЖД».
Предварительная работа: цикл НОД по ранней профориентации «Мы – будущие железнодорожник!»; беседы о профессиях железнодорожников, заучивание стихов о безопасности на ЖД, рассматривание иллюстраций,
д/и «Разрезные картинки», «Что сначала, что потом»
Материалы и оборудование:
ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, Д/и «Кому что нужно для работы», Д/и «Собери паровоз», загадки о железнодорожном транспорте, медали «Юный железнодорожник» - по количеству детей.
План проведения
Организационный момент
Беседа о ЖД
Д/и «Что сначала, что потом»
Станция «Историческая»
Станция «Профессиональная»
Станция «Безопасная»
Станция «Угадай-ка»
Станция «Поиграй-ка»
Рефлексия
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей) Я предлагаю вам отправиться в очень интересное и необычное путешествие. А на каком транспорте мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Полотно, а не дорожка,
Конь - не конь - сороконожка.
По дорожке он ползет,
Весь обоз один везет! (Железная дорога с поездом)
Беседа о ЖД
Воспитатель: Правильно, мы будем путешествовать по железной дороге. Железные дороги тянутся по всему миру. Миллионы людей пользуются железнодорожным транспортом, ведь нет таких препятствий, которые не смогли бы преодолеть поезда. Как вы думаете, ребята, представляют ли трудности для поездов горы, пустыни, реки, леса?
(ответы детей)
Воспитатель: Вы правы. Люди научились строить железные дороги в самых непроходимых местах. Что можно построить в горе? (тоннель) А чтобы поезда могли пересекать широкие реки и глубокие ущелья? (железнодорожный мост)
Д/и «Что сначала, что потом»
Воспитатель: Итак, наше путешествие начинается. Ребята, откуда начинается путешествие по железной дороге? На столе лежат картинки. Ваша задача – разложить их в правильной последовательности и рассказать о том, как нужно действовать человеку, который решил совершить поездку на поезде.
Детям предлагается выстроить алгоритм действий при помощи сюжетных картинок: вокзал, билетная касса, перрон, вагон, и рассказать последовательность действий. Рассказ ребенка дублируется на экране.
Воспитатель: Итак, мы сели в вагон и готовы к путешествию. Кто же будет управлять поездом? (машинист) Так как путешествие у нас с вами необычное, то машинистом сегодня буду я. (Воспитатель надевает головной убор машиниста).
Воспитатель: В пути нас ждут необыкновенные приключения, интересные задания. Станции, на которых будет останавливаться наш поезд, носят необычные названия. И так, в путь!
Дети становятся друг за другом паровозиком (воспитатель исполняет роль локомотива) и двигаются по группе со словами:
Физминутка
Загудел паровоз и вагончики повез,
Чу − чу − чу, чу − чу − чу,
Далеко я укачу.
Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики
Тук − тук, тук − тук, тук − тук.
Подъезжают к станции, садятся на стульчики
Станция «Историческая»
Воспитатель: Самый быстрый современный российский поезд - САПСАН - может мчаться по рельсам со скоростью 350 км/ч. Но для того, чтобы стать таким быстрым и совершенным, «Сапсану» пришлось проделать долгий путь, А вы помните, какими были первые паровозы?
Показ паровозов на слайде
«Поймай меня, если сможешь!», «Зубчатый паровоз», «Шагающий паровоз Брайтона», «Пыхтящий Билли», «Ракета», «Пароход Черепановых».
Воспитатель: Молодцы, вы вспомнили много первых паровозов. А мы отправляемся дальше.
Физминутка
Станция «Профессиональная»
Воспитатель: Железная дорога – это огромный отлаженный механизм. Для того, чтобы этот механизм работал как часы, на железной дороге работаю тысячи людей разных профессий. Одни регулируют движение поездов, другие обеспечивают безопасность движения, третьи строят новые дороги. Мы с вами много разговаривали о профессиях на железнодорожном транспорте. Сейчас я предлагаю вспомнить и рассказать, какие профессии встречаются на железной дороге. Для этого вам нужно будет назвать профессию, чем занимается, для чего данная профессия необходима.
На слайде выводятся профессии: проводник, машинист, дежурный по станции, монтер пути, билетный кассир.
Воспитатель:
Физминутка
Станция 3 «Безопасная»
Воспитатель: Ребята, помните, железная дорога – зона повышенной опасности! Путешествуя на поезде, необходимо знать и соблюдать правила поведения на железной дороге. Давайте мы с вами их вспомним.
Здравствуй, мой друг, ты сегодня узнаешь
Несколько правил полезных тебе.
Ты их запомни, когда прочитаешь,
И закрепи их получше в уме.
Правила эти - железнодорожные.
Не отвлекайся, читай их внимательно.
Строгие, может, но вовсе несложные,
В жизни помогут они обязательно.
1 ребенок
Если нужно тебе перейти через путь
И желанье по рельсам пройти вдруг настигло,
Проходить по мосту никогда не забудь,
Либо иди по специальным настилам.
2 ребенок
Не подлезай никогда под вагоны
И не заскакивай в них на ходу
Спокойно всегда ты иди по перрону,
Иначе можешь попасть ты в беду.
3 ребенок
На платформах, путях не играй никогда,
Ведь и слева, и справа идут поезда.
И ещё одно правило помни всегда -
Прыгать с платформы нельзя никогда.
4 ребенок
Не бросай предметов разных
В мимо проходящий поезд
Это может очень быть опасно.
Будь культурным, имей совесть.
5 ребенок
Подведём теперь с тобой итоги
И убедимся вместе лишний раз,
Что безопасность на железной дороге
Так важна и значима для нас!
Физминутка
Станция «Загадочная»
Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки? Я предлагаю вам отгадать загадки про железную дорогу.
Воспитатель загадывает загадку, а отгадку выводит на экран.
Эта лесенка лежит,
А паровоз по ней бежит.
(Железная дорога)
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой.
(поезд)
Он на вокзале есть всегда
К нему приходят поезда.
Двойное «р» содержит он
И называется ...
(перрон)
Тормози скорей, шофер!
Можно врезаться в забор!
Кто нам путь загородил,
И дорогу перекрыл?
(Железнодорожный переезд)
Физминутка
Станция «Игровая»
Воспитатель: Наш поезд прибыл на станцию «Игровая». Как вы думаете, чем мы с вами будем здесь заниматься? Верно, мы поиграем.
Д/и «Собери паровоз»
Воспитатель: Разделитесь, пожалуйста, на три команды. Ваша задача, совместными усилиями собрать современный локомотив и назвать его.
Д/и «Кому, что нужно для работы»
Воспитатель: Мы уже рассказывали о профессиях на железной дороге. Для выполнения своих обязанностей человеку любой профессии необходимы инструменты. На столе находятся карточки с инструментами. Вам необходимо разложить их на четыре группы: машинист, монтер пути, проводник, билетный кассир.
После выполнения задания, дети объясняют свой выбор.
Физминутка
Рефлексия
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Задание на какой станции было для вас самым сложным? Простым? Интересным?
Вы все сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями, которые были приготовлены для нас. Поэтому я вручаю вам медали «Юный железнодорожник!» |