ОКГОУ «Южская школа - интернат»
Открытый урок русского языка в 7 классе
Тема: Склонение существительных во множественном числе.
Конспект составила
учитель русского языка
высшей квалификационной категории
Модина Ирина Геннадьевна
Ю Ж А
Цель: закреплять умения правильно склонять и употреблять в речи имена существительные во множественном числе.
Задачи:
1. Продолжать формирование знаний о склонении имен существительных во множественном числе.
2. Развивать навыки определения падежей у имен существительных множественного числа, орфографическую зоркость, память
3. Прививать интерес к предмету.
Тип урока: урок-закрепление.
Ход урока:
I. Орг. момент. Рапорт.
(Хором)На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
-Ребята, что мы с вами повторили? (правила поведения на уроке).
- Для чего нам нужно соблюдать эти правила? (Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.)
внимание, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!
А девизом нашего урока будут слова: «Знаешь говори - не знаешь слушай»- Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке.
Вы согласны?
- Тогда приступаем.
- Сели красиво, открыли тетради, положили их с наклоном, ручки взяли правильно.
- Записываем: сегодня у нас (Семнадцатое ноября. Классная работа.Тема урока.На контроле у нас буква а, напишите красиво целую строчку.)
внимание, дружелюбие. Улыбнитесь друг др- Правильно и поэтому девизом нашего урока будут сло«Знаешь – говори, не знаешь – с
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться склонять существительные множественного числа и вспомним материал о воде, который вы изучали на уроках биологии и географии.
3. Устная пятиминутка, работаем с темой урока.
- Что такое склонение?
- Что называется именем существительным?
- Какого числа бывают имена существительные?
-Сколько падежей в русском языке?
-Назовите падежи с вопросами
4.Словарная работа.
- Самое ценное, что есть у человека- это земля, воздух и вода.
Если не будет воды, то и не будет чего? (жизни на земле).
- А для чего нужна вода?
-
_ Вот сейчас мы с вами попробуем набрать сосуд чистой воды. А вода будет только в том случае чистой,если вы правильно вставите буквы в словарные слова.
-Посмотрите, на доске капли воды.
Прочтите слово, подумайте, какую букву нужно вставить.
Кто первый готов начать наполнять наш сосуд чистой водой?
( Учащиеся комментировано записывают слова, ставят ударения, подчёркивают трудные слова и опускают капельку в сосуд).
Работа по одному возле доски, остальные работают в тетрадях.
Вывод: Получили мы чистую воду? Сколько ошибок допустили?
5. Работа с текстом. -Спишем текст, вставим пропущенные буквы, объясним правописание окончаний сущ. во множ.числе.
Гонят капл… д…ждевые
Ручейк… за ручейк…
Те б…гут не унывая,
В рек… быстрые впадая.
_ Ребята, давайте вспомним как мы проверяем безударные окончания существительных. ( С помощью проверочных слов-мы подставляем слова с ударными окончаниями. 1 скл- земля, стена; 2 скл.- стол, конь; 3 скл.- степь; мн.число- столы, кони).
- О чём эти строчки?
- Как называется это явление природы, когда выпадает дождь, образуются ручьи, которые впадают в реки, те в свою очередь- в моря, океаны, а из морей, испаряясь, поднимается вверх, образуя облака и тучи? ( круговорот воды в природе).
6.Физкультминутка.
7. Вот и наш ручеёк бежал-бежал и в наше озеро Вазаль впал.
- А какая рыба водится в нашем озере? ( карась, щука, ёрш). Назовите рыб во множественном числе.
• - Поднимите руки те, кто летом был на рыбалке. Для вас загадка-шутка.
• Как правильно сказать:
• У рыбов нет зубов,
• У рыбей нет зубей
• Или - у рыб нет зуб? А может как-то по- другому? Ваши варианты.
• -Прочитайте. Назовите имена существительные?
- Докажите, что это имена существительные.
• Определите число и падеж существительных.
• Проверка домашнего задания.
8. - Просклоняем наш улов , сколько вопросов мы будем задавать? Рыбы одушевлённые существа. ( работа в тетрадях по 3 слова). Проверка.
И.п.(кто?)- караси, щуки, ерши.
Р.п. (кого?)- карасей, щук, ершей.
Д.п. (кому?)- карасям, щукам, ершам
В.п( кого?) карасей, щук, ершей
Т.п (кем?) карасями, щуками, ершами.
П.п. ( о ком?) о карасях, о щуках, о ершах.
Составить предложение с названием рыб.
9. Работа с деформированным текстом.(карточки).
1 .Встретить можем в океан…, мор…, озере…, болот…, родник…, воду мы.
2. По привозят корабл… рек… пассажир… и груз… .
3. Без не могут жить воды люд…, растен… животн… .
( 1) Воду мы можем встретить в океанах, морях, реках, озёрах, болотах, родниках.
2) По рекам корабли перевозят пассажиров и грузы.
3) Без воды не могут жить люди, растения, животные.)
Наше путешествие подходит к концу и мы с вами написали небольшой отчёт о воде. - Кто прочитает, какой текст у нас получился?
10. - Разберём предложения.
- Что нужно делать, чтобы у нас всегда была чистая вода?
-Что мы делали,чтобы правильно вставить пропущенные окончания у сущ. Множественного числа?
11.Домашнее задание.
- На каких водоёмах мы сегодня побывали? ( реки, ручьи, моря). Просклоняете эти существительные на самоподготовке.
12. Итог урока.- Какие существительные мы сегодня склоняли?
- Как проверяем мы безударные окончания существительных множественного числа?
Выставление оценок
Дополнительное задание. Выборочный диктант.
( выписать только существительные множественного числа).
Лети, паучок!
Дивная это пора, осень! Все куда-то спешат, о чём-то беспокоятся. Деревь… надо сменить летние уборы на осенние. Птичк… надо улететь в тёплые края.
И маленьким паучк… не сидится в родном доме. Они ткут лёгкие паутинки -парашютики и отправляются на них путешествовать.
Стартовыми площадк… им служат высокие предметы.
.Над тонкими стебл… травы, над изгород…, куст… и ветк…. деревьев протянулись золотые нити паутины. |