Современные (интегрированные) подходы в организации занятий по развитию связной речи детей 5-6 лет по теме: «Я и моя семья»
Цель: учить детей рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье; развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе; помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки.
Предварительная работа: составление рассказов о себе и своей семье; Рисование портретов членов своей семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Методические приемы: рассказывание, словесные игры: «Детёныш и его мама», «Добавлялки», «Подарки слов» (подбор антонимов), «Назови ласково», п/и «Карусель», рассказывание пословиц.
Демонстрационный материал: Выставка «Моя родословная», картинки с изображением животных и их детенышей, цветок с шестью лепестками,
Художественное слово: Стихотворение А.Костецкого «Утреннее фото», чистоговорки, пословицы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех вас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду кем?
Дети: Телеведущей.
Воспитатель: А все, кто в зале?
Дети: Телезрители.
Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали.
Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята детского сада № 1 «Айгуль» г. Бирска. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.
В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.
Света: Разрешите представиться. Меня зовут Света, мне 5 лет и живу я в городе Бирске. По своему характеру я веселая и спокойная. У меня есть достоинства. Достоинства – это такие черты характера, от которых окружающим людям и мне польза. Я аккуратная, вежливая, люблю петь и танцевать. У меня есть один недостаток, от которого одни неприятности – я иногда обижаюсь, иногда девочки со мной не играют. Потом мне становится стыдно. Ведь на друзей нельзя обижаться. Я очень люблю своих друзей.
Воспитатель: Спасибо, Света, за твой рассказ. Занимай свое место в студии. Ребята, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?
Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет.
Воспитатель: Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова своей маме.
Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная и замечательная.
Воспитатель: Ребята, давайте для наших телезрителей покажем этюд «Утреннее фото».
Дети вместе с педагогом читают стихотворение А.Костецкого, сопровождая чтение жестами и движениями.
«Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку,
Руку луч к тебе протянет.
Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама,
И умытым и обутым,
Все прибрав, иди к ней прямо.
И скажи ей: «С добрым утром!»
И потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И веселым, интересным
День твой должен получиться».
Воспитатель: А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о маме.
Егор: Это портрет моей мамы. Её зовут Ольга Сергеевна. Она работает в институте. Моя мама самая красивая и очень добрая. Она любит и понимает нас с папой. В доме у нас всегда чистота и уют. Даже когда на улице моросит дождь, небо хмурое, серое – от улыбки мамы становится ясно и тепло, как будто бы солнышко в комнате взошло. Мы с папой заботимся о маме, помогаем ей во всем. Чем больше мы ей будем помогать и меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.
Воспитатель: Скажи, пожалуйста, Егор ты сам рисовал портрет своей мамы или тебе помогали?
Егор: Мне помогал папа.
Воспитатель: Спасибо, Егор, за твой рассказ. Да, ребята, «мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна его мама: и ребенку, и котенку, и птенцу.
Давайте с вами поиграем в игру «Детеныш и его мама».
«У ягненка – овца,
У козленка – коза,
У жеребенка – лошадь,
У цыпленка – курица,
У теленка – корова,
У тигренка – тигрица,
У олененка – олениха,
У гусенка – гусыня,
У поросенка – свинья,
У лисенка – лисица,
У львенка – львица».
Воспитатель: Ребята, о ком из членов своей семьи вы могли бы рассказать?
Кирилл: Моего папу зовут Леонид Альбертович, он работает в дорожно-патрульной службе, у него очень важная работа. Он следит за порядком на дорогах, чтобы водители и пешеходы не нарушали правила дорожного движения. Мой папа учит меня быть добрым и честным.
Воспитатель: Ребята, к нам на передачу пришло письмо от одной девочки, в котором она пишет, что ей уже 6 лет и скоро она пойдет в школу. Она научилась прекрасно составлять предложения, а для вас она прислала игру «Добавлялки».
Дети подбирают подходящие слова в рифму.
«Ра-ра-ра – начинается игра.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ар-ар-ар – закипел наш самовар.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Са-са-са – в лесу бегает лиса».
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы ждем ваших рассказов о бабушках и дедушках.
Кристина: Я вам хочу рассказать о своей бабушке – маминой маме. Её зовут Галина Алексеевна. Бабушка работает в расчетно–кассовом центре.
Она не живет с нами, но мы всегда ходим к ней в гости. Бабушка часто забирает меня из детского сада. Она очень любит цветы и с удовольствием ухаживает за ними. А я ей всегда помогаю. У моей бабушки всегда теплые и ласковые руки, она вкусно накормит, и пожалеет, и приласкает. Я её очень люблю.
Полина: А я хочу рассказать вам о своем дедушке. Его зовут Сергей Александрович. Он всегда справедливый, заботится о всех нас. Мы всегда поздравляем его с праздниками, с днем рождения, ведь ему нужны ласка и забота. Мы с дедушкой нарисовали родословное дерево. В корнях мы разместили прабабушек и прадедушек. Чуть повыше, на стволе дерева мы расположили бабушек и дедушек. На ветвях – папа и мама, а на самой верхушке дерева – я, Полина. Я люблю свою большую семью.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам игру «Подарки слов». Мальчики будут говорить о дедушках, а девочки о - бабушках.
«Сильный – слабая,
Грустный – веселая,
Быстрый – медлительная,
Хмурый – улыбчивая,
Внимательный – рассеянная,
Молчаливый – говорливая».
Воспитатель: Ребята, а отдыхать вы со своей семьей любите? Я предлагаю вам поиграть в игру «Карусели».
- Ребята, пока мы играли, посмотрите, какой красивый цветок распустился у нас. А на каждом лепестке что-то написано.
Игра «Назови ласково»
Дети отрывают лепесток, воспитатель читает слова, а дети образуют из них уменьшительно- ласкательные слова.
«Бабушка – бабуля – бабулечка – бабуся – бабуленька;
Папа – папуля – папуленька – папенька;
Сын – сынулечка – сынок – сыночек;
Мама – мамочка – мамулечка – маменька – матушка;
Дочь – доченька – дочурка;
Дедушка – дедуля – дедуленька – дедулечка».
Воспитатель: Посмотрите ребята, какая у нас замечательная выставка с вашими родословными организована в нашей группе. Вы все очень старались, работая над созданием своей родословной, много нового узнали о своих прабабушках и прадедушках, бабушках и дедушках. Я думаю, что вы и дальше будете дополнять своих родственников в родословное древо.
Воспитатель: А теперь пословицы для наших телезрителей:
«При солнышке тепло, при матушке добро»,
«Без корня и полынь не растет»,
«Нет такого дружка, как родная матушка»,
«На что и клад, коли в семье лад»,
«Братская любовь крепче каменных стен»,
«Птица рада весне, младенец - матери»,
«Изба детьми весела»,
«Вся семья вместе, так и душа на месте»,
«Материнская ласка конца не знает»,
«Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает»,
«Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да батюшка»,
«На чужой сторонушке, рад своей воронушке».
Воспитатель: Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья». До новых встреч. |