Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети с недостатками слуха и умственной отсталостью). Рисование и занятия ручным трудом для таких детей являются одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия.
С точки зрения Л. С. Выготского художественная деятельность играет особую роль, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих способностей.
Одной из потребностей человека является стремление к созиданию. В процессе занятий рисованием и ручным трудом формируется мышление, активизируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, коммуникация. Мои воспитанники не всегда могут выразить свои мысли и чувства с помощью речи и жестов. Считаю, что с детьми c ограниченными возможностями здоровья целесообразно проводить специальную работу по развитию творческих способностей с помощью нетрадиционных методик. Арттерапия (дословно означает «лечение искусством»; технология реабилитации, которая основана на использовании средств культуры и искусства) привлекает возможностью принять участие в процессе творения, стать созидателем прекрасного. Для детей с особенностями в развитии это особенно важно.
Использование на занятиях нетрадиционных техник позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в творчестве.
В своей работе использую различные техники.
Монотипия
Моим воспитанникам очень нравятся такие занятия. Рисунки в этой технике всегда уникальны, их невозможно повторить. Это способ выразить сиюминутные эмоции и настроения. Монотипия скорее напоминает игру, т.к. результат не всегда предсказуем. В процессе творчества выявляются бессознательные состояния рисующего и выводятся на уровень осознанных образов. Детям необходимо проявить фантазию, чтобы доработать оттиск и создать свой уникальный рисунок.
Эбру
Рисование на воде («танцующие краски») – особый творческий процесс, заставляющий ребенка с интересом наблюдать за происходящим. Рисование без кисточки и карандаша расковывает, незаметно для себя дети учатся наблюдать, фантазировать. Вода и краски очаровывают своей магией танца, каждое движение шилом создаёт неповторимый образ. Без особого труда даже дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, могут создавать шедевры и переносить их на бумагу, ткань, дерево. Дети передают в рисунке свои чувства и эмоции, получая огромное удовольствие от своей работы.
Холодный батик
Огромный интерес вызвало рисование на шёлке. Это завораживающий процесс, позволяющий создать неповторимые и эксклюзивные вещи. Использование новых инструментов и материалов для рисования (ткань, подрамник, резерв, трубочка, соль и пр.) вызывает любопытство. Наблюдая за тем, как краска растекается по ткани, смешивается и образует новый цвет, дети чувствуют себя немного волшебниками и готовы фантазировать и творить. Рисование в этой технике позволяет не навязывать определенных штампов, дети раскрывают свои способности, реализуют свои возможности и получают положительные эмоции.
Рисование на мятой бумаге
Увлекательное и необычное занятие, позволяющее получить оригинальные «состаренные» рисунки. Особенно хорошо в этой технике получаются рисунки о природе. Рисование на мятой бумаге способствует развитию художественно-эстетических качеств, внимания, аккуратности, целеустремлённости, учит восхищаться красотой и многообразием природных форм.
Дети в восторге от результатов своего труда.
Для коррекции эмоционального состояния каждому ребенку предлагается сделать фон в определенной цветовой гамме.
Витраж, рисование воском, гроттаж и другие техники, которые я использую в работе с детьми, способствуют развитию воображения, творческого и креативного мышления, позволяют ребенку реализовать свои способности, выразить свое настроение, учат мыслить нестандартно.
Дети постоянно участвуют в школьных, городских выставках, дистанционных конкурсах, получают грамоты и хорошие отзывы.
Главной целью использования нетрадиционных техник рисования является гармонизация личности, поэтому значение арттерапии особенно возрастает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности ребенка и, в конечном итоге, успешно интегрировать его в обществе. |