Методический кабинет
Педагогический проект "Наставничество одаренного ребенка"
(58.0 Kb)
Автор: Коростелева Л.Д., Новак Н. Н.
| ВВЕДЕНИЕ (пояснительная записка) Актуальность и востребованность педагогического проекта «Наставничество одаренного ребенка»
Современные тенденции социального развития общества ставят перед образованием новые задачи. В числе основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала. И это не случайно, поскольку ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будут являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.
На современном этапе отправной точкой отсчёта, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Д.Б.Богоявленской и В.Д. Шадрикова.
По определению авторов концепции: «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
На самом деле, у каждого нормального ребенка присутствуют задатки практически к любой деятельности. Но это отнюдь не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех же способностей у всех детей. Таким образом, интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не потеряет своей значимости и актуальности.
В отечественной психологии на основе работ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца и других авторов ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка.
Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. Совершенно ясно, что для этого требуются новые методы и формы организации системы образования, позволяющие в короткие сроки заложить в ребёнке знания и умение мобильно реагировать на новшества. Сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных «социальных лифтов». Наставническая деятельность в сфере образования ориентирована на создание эффективной системы, индивидуальной поддержки каждого одаренного ребенка. Задача учителя-наставника — помочь ребенку раскрыться, найти его сильные стороны и постоянно развивать их. Ведь наставничество — это деятельность не одного дня, а постоянная, кропотливая работа. Соответственно конечным результатом деятельности наставника (и важнейшим поведенческим показателем успешности его деятельности) является обретение сопровождаемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития.
Сущность деятельности наставника в образовании включает не только педагогическую поддержку воспитанникам, но и устранение внутренних «образовательных дефицитов» родителей, т. е. создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных проблем.
Конечно, мы признаем, что живем в век технического прогресса, где даже дети раннего возраста с современной электронной техникой общаются на "ты". Поэтому и проблема одаренности детей перешла в "раннюю возрастную категорию". Вопрос: как определить степень одаренности ребенка, на какие признаки проявления одаренности у ребенка должен в первую очередь обратить внимание, как сопровождать такого ребенка?
Сложно предвидеть дальнейший ход развития ребенка с признаками одаренности, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать. Поэтому мы и создали наш проект «Одаренный ребенок» Проект еще не реализован до конца, реализация закончится в мае 2022 года. |
Добавил: luba1954 | Дата: 10.12.2021
|
|
Просмотров: 244
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Конкурсы
|