Подводить детей к звуковому анализу слова начинают в средней группе детского сада. Этот этап рассматривается, как пропедевтический в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или в конце слова. Ребёнок на слух или проговаривая самостоятельно, определяет место заданного звука в слове, и обозначает это место фишкой на какой либо условной единице, например, на специальных картинках с изображением птиц, поезда, вагона и т.п.. В более старшем возрасте используются для этого различные таблицы, схемы. То есть ребёнок проговаривает, слушает, действует руками, зрительно определяет и закрепляет место звука в слове с использованием предметов.
Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его окружает. Эти процессы позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его полноценным участником.
На протяжении любой непосредственно образовательной деятельности, ребёнок дошкольного возраста, нуждается в динамической паузе. Для этого мы используем фитборд. По сути, фитборд - это напольная карточка для фиксирования положения звука в слове, размером 20х50 сантиметров, которая разделена на три части (начало, середина, конец), а с левой стороны обозначено начало слова красной линией. Во время знакомства детей с новым звуком (фонемой) или для автоматизации поставленного звука в слове параллельно с проговариванием, определением места звука в слове дети ещё и двигаются. В зависимости от того где находится заданный звук в слове, при предъявлении детям картинки или на слух, дети встают на карточку в первый, второй или в третий квадрат.
Таким образом, мы и задействуем все анализаторы для освоения дошкольником звукового анализа слова, и позволяем ребёнку двигаясь, снимать усталость и напряжение во время непосредственно образовательной деятельности. Так же можно использовать фитборд в самостоятельной и совместной детской деятельности в группе или на прогулке.
|