Главная страница Конкурсы Вопросы и ответы Итоги конкурсов Контакты

Методический кабинет

Главная » Библиотека » Конкурс "Осенний триумф" » Статьи

О формах речевой работы с детьми
СКАЧАТЬ (37.5 Kb)
Автор: Маркина Марина Викторовна

О формах речевой работы с детьми.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
В соответствии с новыми требованиями к структуре основной общеобразовательной программы возникла необходимость в изменении подходов к организации образовательного процесса с детьми. Новые требования коснулись и подходов к организации речевого развития детей дошкольного возраста.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

В основе работы лежит комплексный подход, направленный на решение задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексической, грамматической, развитие связной речи). Особенностью работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих предметах и явлениях быта, повседневной жизни, о природе.

Остановимся подробнее на образовательной деятельности, осуществляемой в процессе различных видов детской деятельности. Основной формой педагогического взаимодействия педагога с детьми являются образовательные ситуации.

Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Данная форма работы характеризуется следующими особенностями.

1. Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.

2. Она длится 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей.

3. Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.

4. Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера.

5. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей.

6. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т.д. К игровым – ситуации с дидактической куклой: «Напоим куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку» и т.д. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в образовательном процессе зависит от возраста детей. В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа. В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, и воспитатель выступает в роли помощника. В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в образовательный процесс, но являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи. В этом возрасте идет организация многих образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.

В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, создаются условия для того, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на них, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности. Для этого, в процессе режимных моментов используются описательные загадки, загадки со сравнением. Обязательным условием отгадывания загадки должно быть доказательство отгадки. Активизируется словарь детей, обозначающий действия, качества обследуемых предметов, подбираются синонимы, сравнения. Введение игрового персонажа в режимный момент позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности (Расскажи Степашке, Объясни Степашке). В ходе режимных моментов воспитатель создает ситуации и помогает детям придумать рассказ на определенную тему, предлагает словесную игру или упражнение.

В ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности одевания, для чего проводится утренняя гимнастика, тем самым формируется объяснительная речь.
В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, учатся вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, интересуются мнением других. Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая активность и самостоятельность ребенка.

Именно она создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить познавательную деятельность одновременно всех детей группы. Для этого в групповом помещении необходимо размещать достаточное количество игр и пособий, стимулирующих речевую активность детей: тематические фотоальбомы, материалы для экспериментирования, таблицы, схемы, книжки-самоделки. Необходимо иметь справочную литературу по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Словесные, театрализованные и дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы.

Реализация речевого развития детей возможна при условии успешного взаимодействия педагогов и родителей. С этой целью используются активные формы взаимодействия с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через подготовку детей к праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок. Проведение собраний, индивидуальных бесед, консультаций, тренингов помогает сформировать у родителей знания о необходимости развития и формирования правильной речи детей.

Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной деятельности ребенка, его успешной социализации в обществе.

Добавил: marinamarkina66 | Дата: 06.12.2020 |
Просмотров: 290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Регистрация
Вход на сайт

Конкурсы

© 2014 - 2024  СМИ "Мастерилкино" 0+
 Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-62592 от 31.07.2015г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронная почта: info@pochemu4ka.ru
Телефон: +79277797310
Информация на сайте обновлена: 29.04.2024

Мы в соцсетях:


Другие конкурсы:
-------------------------------------
ПроКонкурсы
Детский портал "ПочемуЧка"
МСП "Я - Учитель!"
Любознайка
ПедБлог