Самая важная деятельность ребёнка – игра. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Использование театрализованных игр в работе с детьми с проблемами слуха – это один из способов развития речевой и творческой активности.
Личность ребёнка с нарушением слуха формируется в условиях дефицита аудиальной информации (мало доступна выразительная сторона речи и музыки), что затрудняет процесс коммуникации, обедняет социальный опыт ребёнка. Дети с проблемами слуха социально незрелы, у них снижена познавательная активность, затруднено понимание обращённой речи. Учебно-воспитательный процесс в нашей школе основывается на развитии восприятия и воспроизведения устной речи.
Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка с нарушением слуха. Дети с нарушенной слуховой функцией учатся замечать интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ, у них лучше развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, ребенок получает возможность раскрепоститься, получить удовлетворение от своей деятельности, самореализоваться.
В своей работе с детьми младшего школьного возраста использую один из самых общедоступных и полезных – пальчиковый театр. Он позволяет развивать память, мелкую моторику руки, что активизирует деятельность детского мозга и психику. Кольцов М.М. пишет: "Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией". Пальчиковый театр развивает внимание, учит ребенка работать в группе: оказывать дружескую помощь и поддержку, быть толерантным, сопереживать, пробуждает артистизм.
В процессе подготовки к спектаклю дети знакомятся с произведением: чтение с дактилированием, работа с незнакомыми и непонятными словами, рассматривание иллюстраций; просматривают мультфильм, неоднократно прочитывают по ролям, запоминают последовательность действий персонажей, пересказывают, характеризуют героев. В изготовлении атрибутов и декораций для постановок дети принимают самое активное участие. При шитье кукол для спектакля ребенку необходимо проявить фантазию, творческий подход, чтобы передать характер героя.
Театр теней – увлекательное занятие, завораживающее зрелище. Он очень нравится детям любого возраста. Развивает фантазию, воображение, речь. Используем его как для театральных постановок, так и для самостоятельных игр-импровизаций. Дети придумывают, рисуют, вырезают персонажей для постановок, приклеивают их на специальные приспособления. Ребята становятся более уверенными в себе, так как понимают, что всё, что им нужно для игры, они могут создавать сами.
Мы подготовили кукольные спектакли по сказкам "Колобок", "Заюшкина избушка", "Репка", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Три поросёнка" и другие. Зрители наших спектаклей – учащиеся младших классов, родители.
Любой ребенок хоть раз в жизни мечтал стать волшебником. Дети с нарушением слуха не исключение. Ещё один метод, который я использую для развития творческих способностей своих воспитанников – фокусы. Идея организовать в классе "Школу юных магов" появилась, когда я увидела с каким восхищением мои воспитанники смотрят на выступающих на сцене в Доме культуры детей из цирковой студии. Ребята идею поддержали. Вместе мы выбрали несложные фокусы, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка.
Чтобы фокус получился эффектным и интересным, над ним нужно хорошо потрудиться: много времени занимает подготовка специального реквизита (это очень кропотливая работа, требующая усидчивости, внимания и фантазии). Все атрибуты готовим самостоятельно, причём так, чтобы никто не видел и не разгадал раньше времени наш секрет. Репетиции проходят с небольшими группами детей или индивидуально.
Выступая на праздниках перед зрителями (учащимися, педагогами, гостями, родителями) с программой фокусов дети учатся преодолевать волнение и тревожность, получают возможность раскрыться, найти своё место среди сверстников, повысить самооценку. |