Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас урок литературного чтения.
II. Артикуляционная разминка.
Упражнение «Задуйте свечу».
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Речевая разминка: - чтение слогов.
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы.
1. Послушайте стихотворение и определите, о ком мы будем сегодня читать?
Зелёные старушки
На болоте у опушки
Жили – были две старушки- (подружки)
Две толстушки(подружки)-хохотушки
И от пяток до макушки зелёные.
У старушек(подружек) в кладовушке
Есть запасы, но в кадушке
Не чернушки, не волнушки,
А кузнечики и мушки солёные.
Что за странные старушки(подружки)?
Е. Явецкая.
Работа в парах
- Возьмите карточку для работы в парах. Прочитайте задание и выполните его.
Соедините название животного и его прозвище.
мышка дереза
волк трусишка
комар норушка
коза зубами щёлк
заяц косолапый
мишка пискун
- Как животных называют в сказках ласково?
Две пары работают по индивидуальным карточкам.
Прочитайте загадки. Отгадайте их. Найдите лишнюю.
1) Выпуча глаза сидит, 2) Скачет зверушка,
Не по - русски говорит, Не рот, а ловушка.
Родилась в воде, Попадут в ловушку
А живет на земле. И комар, и мушка.
3) Зеленые мы, как трава; 4) Желтая хозяюшка
Наша песенка: «ква-ква». Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
К доске выходят две пары и читают загадки (каждый читает одну загадку)
- Что прочитали ребята? Докажите.
- Какая загадка лишняя? (про лису)
- Как в сказке называют лягушку? (квакушка)
IV. Активизация знаний.
1. Сообщения учеников о лягушках.
2. – Сегодня мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Две лягушки».
Сообщения учеников о биографии писателя.
V. Первичное восприятие текста.
1. - Сейчас прослушайте произведение и подумайте – это рассказ или сказка?
Прослушивание произведения из диафильма (без слайдов, только звук).
2.Получение масла из сметаны.
3. Словарная работа.
VI. Гимнастика для глаз.
VII. Чтение и анализ текста.
Подготовка к чтению (тренажёр в учебнике).
1.До слов: «А тонуть им …» стр. 116 (по цепочке)
- Где жили две лягушки? (В одной канаве).
- Чем они отличались? (Одна – храбрая, сильная; другая – ленивая).
- Про какую лягушку автор говорит, что она родилась в городском парке? (Про ленивую).
- Почему? (В городе жизнь легче, а в лесу надо постоянно бороться за свою жизнь).
- Что однажды случилось с лягушками? (Попали в дом и свалились в горшок со сметаной).
2. До слов: «И вот из последних…» стр. 117 (по ролям)
- Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Немножко поплавала и утонула).
- Почему? (Не верила в свои силы).
- Как повела себя вторая лягушка? Прочитайте.
3. До конца (парами)
- Тяжело или легко было второй лягушке?
- Найдите слова, которые говорят об этом.
- Что стало наградой за её старание? (Она осталась жива).
VIII. Физминутка.
IX. Анализ произведения.
1. Сравнительная характеристика героев.
2. –В каких словах выражена главная мысль? (… пока силы есть, буду бороться . Я ведь ещё живая – значит, надо жить).
3. – Какой вывод для себя сделаете? ( Надо быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями).
X. Контроль усвоенных знаний. Тест.
XI. Подведение итога.
1. Выбор и составление пословиц.
• Все работают в паре (на листочках пословицы, надо выбрать те, которые подходят к сказке).
• Одна пара составляет пословицу из частей на карточках.
2. Слово учителя.
-Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.
Пусть книги друзьями
Заходят в дома.
Читайте всю жизнь,
Набирайтесь ума.
3. Книги Леонида Пантелеева (выставка).
-Какие произведения Леонида Пантелеева мы уже читали? («Карусели», «Как поросенок говорить научился»)
XII. Оценивание. Домашнее задание.
Стр. 119 задание 5. |